Яваншвар - господин греков с санскрита

Уже в диалогах Платона прослеживается влияние вавилонской астрологии (папирус, найденный в развалинах Геркуланума, сообщает, что Платона в конце жизни обучал искусству астрологии вавилонский жрец, приехавший в Афины). Последний диалог Платона "Послезаконие" Кюмон назвал «первым евангелием, проповедавшим эллинам звёздную религию Азии». В этой работе можно видеть начало синтеза греческой и месопотамской мысли, предвещавшего великое интеллектуальное синкретическое движение в Греции в течение нескольких последних столетий до н. э.

В 336 году до н. э. Александр Македонский вторгся в Малую Азию, а весной 331 года до н. э. выступил из Египта в поход вглубь Персии. Завоевание греками Ближнего Востока стало началом периода эллинизма. 

Вторжение греков в земли Вавилона привели к появлению многочисленных учёных, расцветших под этим двойным влиянием. Одним из тех, чьё имя сохранила история, был Кидинну, эллинизированный вавилонянин, известный позднее грекам как Киден. Около 315 года до н. э. он основал астрологическую школу в Вавилоне, которая, видимо, действовала ещё около 200 лет. Эта школа представляла собой пионерскую попытку обучения вавилонской астрологии многих греческих учеников, приехавших в Месопотамию в годы после вторжения Александра. С Кидинну, видимо, и вошёл в регулярное употребление зодиакальный круг, разделённый на 360 градусов.

Несколько позднее 281 года до н. э. другой эллинизированный вавилонянин, Берос, жрец из вавилонского храма Мардука, основал астрологическую школу на греческом острове Кос. Это была первая такая школа, созданная в пределах самой Греции. Берос, несомненно, привез с собой переводы на греческий язык вавилонских астрологических текстов «Энума Ану Энлиль». Берос удовлетворил потребностям наступивших интеллектуальных изменений, перенеся акцент с религиозных объяснений звёздных движений на научные. Виртувий считал Бероса автором одной из самых ранних из известных теорий, объяснявших фазы Луны. Плиний сообщает, что Берос достиг такой славы, что афиняне воздвигли статую в его честь.

Последовавшие три столетия были свидетелями значительной интенсификации образования, сгруппированного первоначально в Александрии и Афинах. Первые египетские цари Птолемеи в дополнение к царскому комплексу в Александрии построили музей и библиотеку, количество свитков рукописей в которой достигло 500 тысяч единиц. Учёные могли там оставаться столько, сколько хотели, пользуясь выделяемыми царями средствами и работая над этими книгами. Не случайно Клавдий Птолемей и Павел Александрийский, авторы популярнейших книг по астрологии, жили именно в Александрии.

Взаимовлияние астрологических идей разных народов эллинистического мира демонстрирует и изучение материалов, связанных с индийской астрологией. Ещё со времен походов Александра Македонского на территории Индии время от времени образовывались греческие государства, которые не были долговечными, но, тем не менее позволяли бактирийским грекам еще на протяжении нескольких веков оставаться особыми этническими группами. 

 Местное население называло греков <яванами> («ионийцами»). Известно, что именно Яванешваре («господину греков» в буквальном переводе с санскрита) принадлежит астрологический трактат середины II века, в основу которого были положены фундаментальные астрологические концепции эллинистического Египта. До нас дошло только стихотворное переложение этого трактата «Явана-Джатака» («Греческое учение о рождениях»), которое было написано Спхуджидхваджей в 269/270 годах. Греческие концепции астрологии развивались и другими астрологами вплоть до появления работ такого авторитета джиотиша, как Варахамихира (VI в. н. э.)*, который не только сравнивает подходы астрологов «явана» («ионийцев») с подходами других индийских астрологов, но и разрабатывает собственные концепции по ряду базовых позиций астрологии (см. исследования переводчика и комментатора трактатов индийских и арабских астрологов Д.Пингри). 

Следующий пик информационного обмена между культурами пришёлся на эпоху арабских завоеваний и создания халифата. Хиджра, открывающая мусульманскую эру, произошла в 622 году н. э. Десять лет спустя умер пророк Мухаммад. Сразу после его смерти арабы начали свои завоевания, которые развивались с необычайной быстротой. На Востоке Сирия подверглась вторжению в 634 году. В сентябре 635 г. Дамаск активно воспринял новую идею создания арабского государства, открыв свои ворота исламской армии. Вскоре город стал столицей Арабского халифата, управляемого династией Омейядов, которых затем сменили Аббасиды и Фатимиды. Это время вошло в историю как Золотой век арабской цивилизации.






гречанки в Индии

Женскся стража царя Ашоки

 Нушабе в поэме Низами

Варахша и Панч -забытая история Согда и Кушана

Хорошастрой зовоется астрология в Индии

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юрий Дрогобыч он же Юрий Котермак астролог XV века

Τὰ φῶτα Рождение Христа как точка отсчета на все времена.

Литература по астрологии