Проблема использования "косых" часов на Руси.

История математики на Руси тут


Сделанные недавно открытия значительно приблизили решение вопроса об использования "косых" часов на Руси. 

Так изучение оставшегося втуне сообщения поздней Густынской летописи XVII века о времени солнечного затмения 29 июня 1033 года установило, что в летописной записи, сделаной в Западной Руси, время затмения выражено "косыми" часами причём с исключительной точностью. 

Значит, спор о применении на Руси "косых" часов фактически окончен: начиная с 1033 года такая традиция очевидно уже существовала (Журавель А.С., Симонов Р.А. Исследование летописного свидетельства 1033 года о  "косом" часе //Информационная свобода и информационная безопасность: материалы междунар. научн. конф. Краснодар, 2001, стр. 242-245).


Оставался неясным вопрос, с помощью какого прибора считали "косыми" часами: ими могли быть солнечные, водяные часы, а также некие иные приспособления или способы. 

Недавняя расшифровка остававшегося непонятым текста, возможно восходящего к XV веку, содержащегося среди подобных материалов Великих Мений Четьих митрополита Макария (середина XVI века) открыла неведомый науке ранее средневековый способ счёта "косыми" часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями, по числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определять идущий "косой" час. Этот метод по существу является  антропоморфной модификацией солнечных часов. 

Хронометрический народный способ измерения тени ступнями сохранялся в народном быту русских ещё в XX веке (Симонов Р. А. Сведения о древнерусском способе измерений часов//Вестн. Литерат. ин-та. М., 2001, No.1, стр. 164-166).

А лженаука астрология может добавить, что:


Изучение использующихся на Руси латинского и славянорусских (в переводе) сокровенных произведений дало определённый результат в сфере освещение данных о "косых" часах в латинском молитвеннике Гертруды. 

Она была дочерью польского князя Мешко II и немецкой принцессы Риксы. Гертруда в 40 - х годах XI века вышла замуж за великого князя Киевского Изяслава Ярославича. 

В её молитвеннике после личных молитв помещён прогностический текст по дням лунного месяца, где в четверти случаев указывается "косой" час. Причём из семи часов  - четыре "привязаны" к "стражам" : шестому и девятому часам (по два раза). Ещё один показатель  - "с утра" - может также свидетельствовать (но неявно) о "стражевом" ориентире. Два указания часов не связано со "стражами": " с часа 7-го" и "позже 8-го часа". Определить наступление шестого и девятого часов Гертруда могла по дневным церковным службам "6-ой Час", "9-ый Час". Указание "с утра" также могло быть приурочено к службе - "Утреня". Однако для установления 7-го и 8-го часов надо было прибегнуть к солнечным или водяным часам, либо воспользоваться неким иным устройством (Щавелева Н.И. "Астрологическое зерцало" в молитвеннике XI в. // Историко-астрономические исследования. М., 1992, Вып.24 С. 246).


В контексте известных свидетельств о счете времени на Руси, можно констатировать, что установление в Москве в 1404 году башенных часов Лазарем Сербином, основывалась на длительной истории использования "косых" часов. И в этом длительном процессе важное место занимает традиция каждодневного богослужебного цикла, принятого в русских храмах по стражам "косых" часов.

 Может быть, поэтому оставались неизученными древнерусские источники XV в., которые представляют собой своеобразные пособия для определения "косых" часов, основывающиеся на астрологическом учении о хронократорах. Таковым является статья "Часы на седмь дни: добры и средни и злы" в полууставном сборнике XV в. из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря (ГПБ, Кир.-Бел. собр., № 22/1099). Сборник, в котором находится статья, переписанная низвестным древнерусским книжником Ефросином, относится к периоду 1450-1470 годов . Ефросин был математически грамотным человеком, о чем говорит вышедшая из под его пера обработка "семитысячников", требовавших знаний в области календаря и развитой вычислительной культуры .

Впервые рассматриваемя статья была опубликована Н.С.Тихонравовым , его публикация воспроизведена (с раскрытием титл) Цв. Кристановым и Ив. Дуйчевым.


Наглядно, что на практике астрологии представляет "косой" час можно почитать тут



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юрий Дрогобыч он же Юрий Котермак астролог XV века

Черная и Белая Луны по Вронскому С.

Название знаков Зодиака в 1073 году