Бируни о индийских названиях знаков зодиака и планетах

 Бируни  «Книга наставлений по основам искусства астрологии» Абу-р-Райхана ал-Бируни (973-1048),




Книга Абу-р-Райхана Мухаммада ибн Ахмада Ал-Бируни,

содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых

Глава XIX - о названиях планет, знаков зодиака, лунных станций и тому подобном



В начале книги мы уже упоминали о том, что язык индийцев чрезвычайно богат именами, как коренными, так и производными, так что всякая называемая вещь получает в нем много наименований. Я слышал, как индийцы утверждали, что число имен Солнца у них - тысяча; в таком случае неизбежно, чтобы у каждого светила было столько же или почти столько же наименований, так как им без этого не обойтись.

Названия дней недели у них - это самые известные названия семи светил, а вместо недели они употребляют слово бара, которое следует за названием светила так же, как в персидском языке слово шамба (шанбих) следует за порядковым номером дня недели. 
Итак [они называют]: 
воскресенье - Адитья бара, то есть "день Солнца"; 
понедельник - Сома бара, то есть "день Луны"; 
вторник - Мангала бара, то есть "день Марса"; 
среду - Будка бара, то есть "день Меркурия"; 
четверг - Брихаспати бара, то есть "день Юпитера"; 
пятницу - Шукра бара, то есть "день Венеры", 
субботу - Шанайшчара бара - то есть "день Сатурна"; затем снова начинают с [дня] Солнца.


Наши астрономы называют светила "владыками дней". Это пошло от обычая считать часы [суток], начиная с владыки данного дня и продолжая книзу, по порядку расположения светил на небосводе. Например, Солнце является владыкой воскресенья, будучи в то же время владыкой первого часа [этого дня]. Следующий, второй час, принадлежит светилу, сфера которого находится ниже сферы Солнца, то есть Венере. Третий час принадлежит Меркурию, четвертый - Луне. [На этом] опускание книзу по эфиру кончается и с пятого часа в счете возвращаются к Сатурну. Согласно этому [порядку] двадцать пятый час принадлежит Луне; он же является первым часом понедельника, а Луна есть владыка этого часа и владыка этого дня [понедельника].

Между теми и другими [то есть мусульманами и индийцами] расхождение состоит лишь в одном, а именно в том, что наши астрономы в этом деле употребляют переменные [по величине] часы и поэтому тринадцатое [светило, считая] от владыки суток, будет владыкой ночи, следующей за днем. Он будет третьим [светилом, считая] от владыки дня, если счет ведется в обратном порядке, я имею в виду снизу кверху. Индийцы же делают владыку дня владыкой суток в целом, так что ночь следует за днем, не имея особого владыки. Этого способа придерживается простой народ у индийцев.




Иногда кажется, что у них также приняты переменные [по величине] часы, так как они час называют хора и этим же именем они обозначают половину знака зодиака при вычислении нимбахров. Я видел в одном из их зиджей следующее вычисление владыки часа:

"Следует разделить расстояние между Солнцем и градусом восходящего светила, [выраженным] в равных градусах, на пятнадцать и прибавить к частному в целых числах единицу, отбросив дробь, если она получилась. Затем следует отсчитать эту сумму, начиная с владыки дня в последовательности сфер сверху вниз". Это более похоже на употребление переменных [по величине] часов, чем на употребление равных часов.

У индийцев установился обычай [считать] порядок светил в порядке дней [недели]; они поспешно прибегают к нему в своих зиджах и книгах и отказываются от других способов, хотя они более близки к истине.



У греков для [обозначения] светил есть фигуры, которыми они указывают их границы на астролябиях для облегчения; но это не буквы алфавита. Точно так же поступают индийцы при сокращении, но фигуры не изобретены [специально], а представляют первые буквы названий светил, например, "а" для Солнца - от "Адитья", "ч" для Луны - от "Чандра" и "б" для Меркурия - от "Будха".
Здесь мы приводим в следующей таблице основные названия семи светил:

Светила                Их названия на языке индийцев
Солнце Адитья, Сурья, Бхану, Арка, Дивакара, Рави, Бибата [?],
Хели
Луна Сома, Чандра, Инду, Химагу, Шитарашми, Химарашми, Шитамшу,
Шитадидхити, Химамаюкха
Марс Мангала, Бхаумья, Куджа, Ара, Вакра, Аванея,, Махея,
Круракши [?], Ракта
Меркурий Будха, Саумья, Чандра, Джна [Шна ?], Бодхана, Витта [?],
Хемна
Юпитер Брихаспати, Гуру, Джива, Деведжья, Девапурохита,
Девамантрин, Ангирас, Сури, Девапита
Венера Шукра, Бхригу, Сита, Бхаргава, Аспати [?], Данава-гуру,
Бхригупутра, Аспхуджит [?]
Сатурн Шанайшчара, Манда, Асита, Кона, Адитьяпутра, Сау-ра, Арки,
Сурьяпутра

Такое множество имен Солнца привело теологов к представлению о многочисленности самого небесного тела, так что они стали утверждать, что солнц двенадцать, каждое из которых восходит в одном месяце. 

В книге "Вишну-дхарма" говорится: "Вишну, а это Нараяна, у которого нет ни начала во времени, ни конца, разделил самого себя ради ангелов на двенадцать частей, которые стали сыновьями Кашьяпы. Это и есть солнца, которые восходят в каждом месяце". Те, кто не усматривает причины этого в множестве имен, утверждают, что прочие планеты имеют много имен, но лишь одно тело, и что вместе с тем имен Солнца не только двенадцать, а еще больше. 




Имена Солнца образованы от значимых слов. Его называют Адитья, то есть "начало", потому что Солнце есть начало всего; Савитри - это имя, применяемое ко всякому [существу], имеющему потомство, и Солнце было названо этим именем, поскольку всякое рождение в мире обязано ему; Солнце называют Рави, потому что оно сушит все влажные субстанции; дело в том что вода, содержащаяся в растениях, называется раса, а тот, кто берет ее [из них] называется рави.

Затем Луна, напарник и спутник Солнца, имеет также многочисленные имена. Она называется Сома, потому что она счастливая, а все счастливое называется сомаграха, и все несчастливое - папаграха; ее называют Нишеша, то есть "владыка ночи"; Накшатранатха, то есть "владыка лунных станций"; Двиджешвара, то есть "владыка брахман"; Шитамшу, то есть "обладающая холодными лучами", потому что шар Луны водянист и в этом - благо, поскольку, когда на Луну падают лучи Солнца, они становятся холодными, как холодна она сама, и, отражаясь, освещают темноту, делают холодной ночь и гася вызванную Солнцем вредную жару; к тому же ее еще называют Чандра, то есть "левый глаз Нараяны", подобно тому как Солнце [называют] его правым глазом.

В следующую таблицу я поместил [названия] солнц месяцев. Беда с путаницей [имен] в ней [происходит] по причине, подобной той, которая была упомянута при перечислении [различных] миров.
 


Полагают, что передаваемый в книге "Вишну-дхарма" порядок [имен солнца] сохранился верно, потому что у Васудевы в каждом месяце есть [особое] имя, и те, кто поклоняется ему, начинают месяцы с маргаширши, в котором его имя будет Кешава. А если считать его имена, то на месяц чайтра приходится имя Вишну, как это и есть в "Вишну-дхарме". Васудева говорит также в "Гите": "Я подобен васанте [?], то есть соразмерности шестых частей года. Это свидетельствует в пользу правильности того, что стоит в начале таблицы.

Что касается названий месяцев, то они родственны с названиями лунных станций: поскольку на каждый месяц приходится по нескольку лунных станций, его название образуется от [названия] одной из них. В следующей таблице мы написали их красными чернилами, чтобы родство их было очевидным.
Когда Юпитер восходит в одной из лунных станций, то месяц, к которому она относится, будет [считаться] владыкой того года, и весь год получает название по этому месяцу.
Если в названиях месяцев [в таблице] обнаружится несогласие с приведенными выше, то да будет известно [читателю], что выше название приводилось в том виде, как их произносит народ, а эти [даны] на классическом языке.

индийские названия знаков Зодиака:
1.Меша
2.Вришабха
3.Митхуна
4.Катака
5.Симха
6.Канья
7.Тхуна
8.Вришчика
9.Дханус
10.Макара
11.Кумбха
12.Мина

Знаки зодиака носят названия в зависимости от их изображений, которые соответствуют [изображениям], принятым у всех народов. Третий знак зодиака называется Митхуна, то есть именем, употребляемым для обозначения двойни, мальчика и девочки, что соответствует Близнецам - [общепринятому] изображению этого знака зодиака. Варахамихира (санскр. वराहमिहिर, varāhamihira IAST; 505—587гг — индийский астроном, математик и астролог) говорит в "Большой книге рождений", что это слово применяется к изображению человека, держащего лиру и палицу; похоже на то, что он принял Митхуну за изображение Ориона [ал-Джаббар], как это принимает и простой народ, среди которого этот знак зодиака известен как ал-Джауза' ["Близнецы"], хотя это вовсе не является его изображением.

Относительно изображения шестого знака зодиака Варахамихира говорит, что это корабль с колосом в руке. [Мне] представляется, что в нашем списке чего-то не хватает, потому что у корабля нет рук. Индийцы называют этот знак зодиака Канья, то есть "девственница", и похоже на то, что [у Варахамихиры] было сказано: "девственница на корабле с колосом в руке". Это - [лунная станция] ас-Симак ал-А'зал. Можно подумать, что под "кораблем" подразумевалась лунная станция ал-'Авва', так как это созвездие образует линию, конец которой изогнут.

Об изображении седьмого знака зодиака он говорит, что это огонь. Оно называется Тула, то есть "Весы".

Изображение  сидящего брахмана с кубком в виде  Козерога (Макара)из древнего Пянджакента в экспозиции Эрмитажа, 7-8 век


Про изображение десятого знака зодиака Варахамихира говорит, что у него голова, как у козла, а в остальном это макара. Когда говорят о макаре, то уже излишне [говорить] про голову козла. Это нужно только грекам, потому что они считают то изображение состоящим из двух животных: выше груди - из козла, а ниже груди - из рыбы. А морское животное, называемое макара, также, согласно описаниям, не нуждается в том, чтобы его считали состоящим из двух животных.

Об изображении одиннадцатого знака зодиака он говорит, что это кувшин; его название - Кумбха - соответствует его словам. Однако, поскольку индийцы называют его или часть его в числе человеческих изображений, это указывает на то, что здесь они сходятся в мнении с греками и принимают его за [изображение] человека, льющего воду.

Про последний [двенадцатый] знак зодиака он говорит, что это изображение двух рыб, хотя его название на всех языках подразумевает одну рыбу.

Варахамихира перечисляет и необщеупотребительные названия знаков зодиака на языке индийцев.



Поскольку индийцы не могут упомянуть о каком-либо продукте мысли или воображения без того, чтобы подставить вместо него какое-нибудь чувственно воспринимаемое лицо, поспешно женить его, поторопиться свадьбу справить, родителем его сделать и дать ему потомство, то в книге "Вишну-дхарма" говорится, что Атри, звезда, которая примыкает к созвездию Большой Медведицы, женился на странах света, представленных как одно лицо, хотя их и насчитывается восемь, и от них у него родилась Луна.



Другой [автор] говорит, что Дакша, он же Праджапати, женил Дхарму, то есть воздаяние, на своих десяти дочерях, то есть направлениях. Среди них была одна по имени Васу, которая родила ему много детей, называвшихся Васун. Одним из них была Луна.
Конечно, наши единоверцы будут смеяться над тем, что Луна "родилась". Но я могу им еще подкинуть такого рода товару. Индийцы рассказывают, что Солнце, сын Кашьяпы и своей матери Адитьи, родилось в шестой манвантаре на лунной станции Вишакха; Луна, сын Дхармы, родился на лунной станции Криттика; Марс, сын Праджапати, родился на лунной станции Пурвашадха; Меркурий, сын Луны, родился на лунной станции Дхаништха; Юпитер, сын Ангираса, родился на лунной станции Пурвапхалгуни; Венера, дочь Бхригу, родилась на лунной станции Пушья; Сатурн, сын Солнца, родился на лунной станции Ревати; "Хвостатый" [зу-з-занаб], сын Ямы - ангела смерти, родился на лунной станции Ашлеша и "Голова" родилась на лунной станции Ревати.

Изображение боя Рустама с драконом из древнего Пянджакента в экспозиции Эрмитажа, 7-8 век


Варахша и Панч - забытая история Согда и Кушана

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юрий Дрогобыч он же Юрий Котермак астролог XV века

Черная и Белая Луны по Вронскому С.

Название знаков Зодиака в 1073 году